Нерегулярный режим сна у детей связан с появлением проблем в их поведении.
Родители, учителя и врачи- все согласны с тем, что недостаток сна делает детей капризными, плаксивыми и более склонными к истерикам. Теперь исследователи из Великобритании обнаружили, что дети с неотрегулированным режимом сна с большей вероятностью встречаются с трудностями.
Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что отсутствие режима сна у детей, может нарушить естественные биоритмы организма и стать причиной бессонницы, тормозя созревание головного мозга и способность регулировать определенное поведение.
Принять “сон как повседневную рутину”, вероятно, первое, что взрослым посоветовали бы сделать при нарушении у них сна. То же самое относится и к детям.
Профессор Ивонн Келли из отдела Университетского колледжа UCL эпидемиологии и общественного здравоохранения Лондона, говорит:
«Отсутствие фиксированного времени отхода ко сну сопровождается постоянным чувством тревоги, вызванного состоянием тела и ума и, которая сродни смене часовых поясов и это имеет значение для ежедневного здорового развития и функционирования.»
Она объясняет далее:
«Мы знаем, что раннее развитие детей имеет большое влияние на их здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Отсюда следует, что нарушения сна, особенно если оно происходит в ключевые моменты развития, может иметь важное пожизненное воздействие на здоровье.»
Британские исследователи проанализировали и включили в свой доклад данные о поведении более чем 10 000 детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, у которых был нарушен режим сна, а также сведения от их матерей и учителей о проблемах этих детей.
Связь между сном и поведением
Хотя отсутствие режима сна может отрицательно сказаться на поведении ребенка, исследование показывает, что эти изменения носят обратимый характер, т. е. при налаживании регулярного режима сна, поведение ребенка восстанавливается.
Исследование показало четкие клинические статистически значимые связи между режимом сна и поведением ребенка. Неотрегулированный режим сна отрицательно сказывается на поведении ребенка, нарушая его циркадные ритмы (циркадианные ритмы- это циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи), что приводит к бессоннице, которая влияет на развитие головного мозга.
Если развитие ребенка происходит на фоне отсутствия режима сна, то это отрицательно сказывается на его поведении, которое включает в себя гиперактивность, проблемы общего поведения, проблемы общения со сверстниками и плохую переносимость психо- эмоциональных нагрузок.
Однако у тех детей, которые перешли на более регулярной режим сна, наблюдалось явное улучшение в поведении.
Профессор Келли говорит:
«Таким образом, мы показали, что отрицательные эффекты в поведении увеличивались постепенно, в течение детства, и что дети, у которых был неотрегулированный режим сна, по поведению были хуже, чем те дети, которые спали по режиму.»
«Но наши результаты так же показали, что эти эффекты носят обратимый характер,- продолжал профессор Келли,- Например, дети, которые изменились и стали вовремя ложиться спать, улучшили показатели своего поведения.»
Нерегулярный режим отхода ко сну и непродолжительный по времени сон
Нерегулярный отход ко сну наиболее распространен в возрасте 3 лет, при наличии в окружении этого ребенка других детей, ложащихся спать в разное время. Тем не менее, в возрасте 7 лет более 50% детей ложатся спать вовремя, с 7.30 до 8:30 вечера.
Дети, у которых отходы ко сну были нерегулярными или кто ложились спать после 9 часов вечера, были из социально неблагополучных семей, и это было учтено в результатах исследования.
Профессор Келли говорит:
«Как видно, последствия нерегулярного отхода ко сну являются обратимыми, поэтому задача медицинских работников заключается в предотвращении этого, в пытках отрегулировать сон ребенка, как необходимость, как повседневную рутину».
Большинство родителей согласятся, что режим является ключевым фактором в воспитании детей, и тем же правилам должен подчиняться своевременный отход ко сну. Хотя не существует двух совершенно одинаковых детей по своим требованиям сна, поддержка регулярного отхода ко сну, как повседневной рутины, приведет к значительному улучшению поведения.
Отвечая на вопрос медицинских новостей “Сегодня”, могут ли нерегулярные отходы ко сну привести к плохой успеваемости в школе, профессор Келли, ссылаясь на исследования, опубликованные в журнале “Эпидемиология и общественное здоровье” и, связывая это исследование с предыдущим, сказала:
«Дети с нерегулярным режимом сна ложатся спать в разное время и это сказывается не только на плохом поведении ребенка, но и на плохой успеваемости в школе».