Познавательные навыки детей, рожденных матерями подростками, не отстают от других детей
Вопреки распространенному мнению, что подростковый возраст матери отрицательно отражается на интеллектуальном развитии ее ребенка, новое исследование, опубликованное в онлайн-журнале “Архив заболеваний в детстве”, показывает, что эти дети ни чем не отличаются от детей, родившихся у матерей в возрасте от 20 до 30 лет.
Хотя и существуют некоторые различия в развитии быстроты речи, пространственных и невербальных навыков (язык поз и жестов, включающий в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова), после принятия эффективных мер, говорят авторы, дети, рожденные матерями- подростками, ничем не отличаются от детей, рожденных матерями из более старших возрастных групп.
Исследователи основывают свои выводы на данных изучения большой группы детей за длительный период времени, так называемые долгосрочные национальные репрезентативные исследования (на условиях конфиденциальности) почти 19000 детей, родившихся в период между 2000 и 2001 годами по всей Великобритании.
Невербальные, пространственных и словесные навыки у 12000 из этих детей были оценены, когда им было пять лет, с использованием утвержденных тестов (Британские Способности Шкала II).
20% (6175) матерей были в возрасте до 18 лет, каждая пятая (20%- 2410)- в возрасте от 19 до 24 лет, 28% (3327) мам в возрасте от 25 до 29 лет, 35% (4198) были в возрасте от 30 до 35 лет и 12% (1469) матерей были в возрасте от 35 и выше.
Дети, рожденные у матерей-подростков, после учета их веса при рождении, гестационного возраста и пола, имели более низкие оценки по всем оценивающимся навыкам, чем дети, родившиеся у матерей более старшего возраста.
Но после учета перинатальных и социальных факторов различия в невербальных и пространственных навыках между детьми, рожденных у матерей подросткового возраста, и у тех, кто рожден у более взрослых мам, почти полностью исчезли.
Социальные факторы включают в себя доходы от домашних хозяйств, отсутствие отца в семье, уровень образования матери, работа, психическое здоровье, уход за детьми и воспитание поведения. Бедность и низким уровень образования были более распространены среди матерей-подростков.
Перинатальные факторы включали в себя плохую дородовую помощь, курение во время беременности, отсутствие грудного вскармливания и наличие второго или третьего ребенка.
Матери-подростки часто впервые обращаются к врачу и встают на учет по поводу беременности только после 30 недель (1,9% по сравнению с 0,9% матерей в возрасте 30-34), и они не получают какую-либо дородовую помощь (6,7% по сравнению с 1,1% матерей в возрасте 30-34 ).
Только 7% матерей-подростков кормили своих младенцев грудью в течение 4 и более месяцев по сравнению с 41% матерей в возрасте 30-34 лет.
Хотя разница в оценке словесных навыков отставала у детей, родившихся у матерей-подростков по сравнению с детьми, родившихся у матерей в возрасте 25-34 лет, очевидная задержка развития снизилась с 11 месяцев до 5 месяцев после учета социальных и перинатальных факторов.
Все это заслуживает дальнейшего изучения, т. к. учет социально-экономических факторов мог бы полностью объяснить эту разницу, говорят авторы.
«Быт матери-подростка существенно ограничивает ее возможность получить дальнейшее образование и иметь высокий уровень занятости, что в свою очередь может повлиять на развитие ее ребенка»,- говорят исследователи.